Как распознать плохого консультанта, чтобы отказаться от его услуг?

В жизни многих людей периодически возникает ситуация, когда нужна помощь в решении сложного вопроса. Это личные, семейные, финансовые или другие проблемы. Как найти консультанта, который, как минимум, не навредит?

1

Рейтинг: 5/5 - 1 голосов


Комментарии

В жизни многих людей периодически возникает ситуация, когда нужна помощь в решении сложного вопроса. Это личные, семейные, финансовые или другие проблемы. Пользоваться услугами психологов-консультантов, коучей, тренеров по финансовой грамотности можно и нужно. Но как найти такого, который, как минимум, не навредит?

Цена на услуги, к сожалению, не всегда является показателем компетентности специалиста. Тренер или консультант может быть хорошим продавцом, но при этом оказаться беспомощным в групповой или индивидуальной работе. Присматриваться надо внимательней. Собирать информацию. Можно поинтересоваться отзывами клиентов о работе специалиста, размещёнными в независимых источниках. Сразу после того, как пробный тренинг или первая консультация состоится, не лишним будет оглянуться назад и оценить эффективность работы в ходе мероприятия. Вот некоторые критерии, по которым можно максимально быстро отсортировать специалиста, недостаточно компетентного или неподходящего для помощи в решении конкретной задачи.

Плохой консультант не умеет слушать и слышать. Он тычет пальцем в небо вместо того, чтобы извлекать информацию из слов клиента. Соответствующего качества будет его диагностика, рекомендации и т.д.

Неуверенный в себе профессионал всегда «точно знает, от чего лечить». В действительности, самоуверенная позиция всезнайки - это завуалированное незнание и беспомощность перед проблемой, озвученной клиентом. Ведь настоящий мастер не говорит, а делает. Тогда как клиент ощущает положительный эффект. Результат может, конечно, получиться не сразу. Однако навязчивость и попытка самоутверждения за счёт клиента - свидетельство внутренней неуверенности специалиста.

Бывают «жёсткие» методики психотерапевтической работы. Например, директивный гипноз. В данной практике предполагаются жёсткие форматы, авторитарный стиль общения, безусловное принятие слов терапевта, четко заданные рамки работы с клиентом. Но если клиент приходит не на сеанс директивного гипноза и сталкивается с безапелляционным стилем общения, то это повод задуматься. Стремление «загнать клиента в те или иные рамки» не говорит в пользу консультанта. Скорее, это показатель недостаточной гибкости в общении. Привычный «шаблон общения» - это зона комфорта специалиста. Например, формат «вопросов и ответов». А если у клиента вопросов нет, то коуч становится нефункциональным.

Авторитаризм, директивный стиль общения в психологической консультации, неприятие критики или игнорирование мнения клиента - свидетельства, как минимум, недостаточного опыта. Такой консультант просто не знает, как ему реагировать на отрицательную обратную связь. В сущности, он боится клиента. И стремится автоматически «убрать раздражитель», то есть подавить иное мнение доступным способом.

Попытка обвинить клиента в неудаче - всегда плохой признак. Такое поведение указывает на тенденцию снимать с себя ответственность за профессиональную часть работы. Это проблема отсутствия лидерских качеств и недостаточной компетентности одновременно.

Если психолог-консультант «затыкает дыры» в своей работе психологическими техниками, то лучше отказаться сразу от его услуг. Такой психолог или коуч работает вслепую. Речь идет не вообще о применении психологических техник, а именно о попытке компенсации явных пробелов. Не удалось найти общий язык, провести диагностику, наметить конструктивные пути решения задачи. Словом, ничего не удалось толком. Тогда психолог предлагает: «Давайте сделаем технику».

Ощущение подавленности, разочарования, уныния и беспросветности после консультации - вероятный показатель манипуляции со стороны специалиста. Особенно, если в целом, какие-либо депрессивные состояния клиенту не свойственны. В таких ситуациях, консультант, вероятней всего, проигнорировал нечто действительно важное в словах клиента. Одновременно, осознанно или автоматически, стремился навязать свое видение происходящего. Если клиент пришёл к психологу не для того, чтобы воспринять его мировоззрение, а для того, чтобы решить свою жизненную задачу, вся проведённая работа при таких условиях теряет смысл. Отсюда, подавленность, разочарование и подобные отрицательные переживания.

Чрезмерно радужные ожидания и видение прекрасных перспектив также не самый лучший показатель. Это распространённый эффект прохождения тренингов. Состояние «полёта на крыльях» сменится подавленностью через день-два. Либо человек просто вернётся в привычную рутину. В сущности, это две стороны одной медали - «розовые иллюзии» и уныние. В обеих ситуациях игнорируется нечто действительно важное. Игнорируется реальность. Реальные проблемы. Подлинные таланты. Настоящие желания. И всё это подменяется суррогатом, иллюзией. Окрылённый человек, побывав на том или ином мероприятии, может испытывать иллюзию, что теперь исполнятся все его мечты, резко изменится жизнь и т. п. Но этого не происходит. Конструктивных шагов не намечено, либо они ведут явно не в ту сторону. Красивые иллюзии «отсутствия границ» сменятся мрачным умонастроением.

Различны и люди, и ситуации. Однозначные критерии успеха психологической работы обозначить довольно трудно. Хорошими знаками будут ясное видение и понимание проблемной ситуации, реалистичный позитивный настрой, спокойствие, уверенность. Задача решается полностью. Либо намечены конкретные шаги для ее решения. Клиент знает, что ему делать. Готов начать действовать прямо сейчас.

Уникальный опыт доступен благодаря ВК группе «OBS Studio | Open Broadcaster».

Следующие 10 статей которые будут Вам интересны:

Мы старались оцени контент:

Рейтинг: 5/5 - 1 голосов

DMCA

В цифровую эпоху воровство контента процветает семимильными шагами, вкладка содержит ссылки на файлы для спорного контента. Файлы не предназначены для скачивания, старые файлы открыты.



Комментарии без модерации, жду Вас спамеры.

Комментарии (0)

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.