В жизни многих людей периодически возникает ситуация, когда нужна помощь в решении сложного вопроса. Это личные, семейные, финансовые или другие проблемы. Пользоваться услугами психологов-консультантов, коучей, тренеров по финансовой грамотности можно и нужно. Но как найти такого, который, как минимум, не навредит?
Цена на услуги, к сожалению, не всегда является показателем компетентности специалиста. Тренер или консультант может быть хорошим продавцом, но при этом оказаться беспомощным в групповой или индивидуальной работе. Присматриваться надо внимательней. Собирать информацию. Можно поинтересоваться отзывами клиентов о работе специалиста, размещёнными в независимых источниках. Сразу после того, как пробный тренинг или первая консультация состоится, не лишним будет оглянуться назад и оценить эффективность работы в ходе мероприятия. Вот некоторые критерии, по которым можно максимально быстро отсортировать специалиста, недостаточно компетентного или неподходящего для помощи в решении конкретной задачи.
Плохой консультант не умеет слушать и слышать. Он тычет пальцем в небо вместо того, чтобы извлекать информацию из слов клиента. Соответствующего качества будет его диагностика, рекомендации и т.д.
Неуверенный в себе профессионал всегда «точно знает, от чего лечить». В действительности, самоуверенная позиция всезнайки - это завуалированное незнание и беспомощность перед проблемой, озвученной клиентом. Ведь настоящий мастер не говорит, а делает. Тогда как клиент ощущает положительный эффект. Результат может, конечно, получиться не сразу. Однако навязчивость и попытка самоутверждения за счёт клиента - свидетельство внутренней неуверенности специалиста.
Бывают «жёсткие» методики психотерапевтической работы. Например, директивный гипноз. В данной практике предполагаются жёсткие форматы, авторитарный стиль общения, безусловное принятие слов терапевта, четко заданные рамки работы с клиентом. Но если клиент приходит не на сеанс директивного гипноза и сталкивается с безапелляционным стилем общения, то это повод задуматься. Стремление «загнать клиента в те или иные рамки» не говорит в пользу консультанта. Скорее, это показатель недостаточной гибкости в общении. Привычный «шаблон общения» - это зона комфорта специалиста. Например, формат «вопросов и ответов». А если у клиента вопросов нет, то коуч становится нефункциональным.
Авторитаризм, директивный стиль общения в психологической консультации, неприятие критики или игнорирование мнения клиента - свидетельства, как минимум, недостаточного опыта. Такой консультант просто не знает, как ему реагировать на отрицательную обратную связь. В сущности, он боится клиента. И стремится автоматически «убрать раздражитель», то есть подавить иное мнение доступным способом.
Попытка обвинить клиента в неудаче - всегда плохой признак. Такое поведение указывает на тенденцию снимать с себя ответственность за профессиональную часть работы. Это проблема отсутствия лидерских качеств и недостаточной компетентности одновременно.
Если психолог-консультант «затыкает дыры» в своей работе психологическими техниками, то лучше отказаться сразу от его услуг. Такой психолог или коуч работает вслепую. Речь идет не вообще о применении психологических техник, а именно о попытке компенсации явных пробелов. Не удалось найти общий язык, провести диагностику, наметить конструктивные пути решения задачи. Словом, ничего не удалось толком. Тогда психолог предлагает: «Давайте сделаем технику».
Ощущение подавленности, разочарования, уныния и беспросветности после консультации - вероятный показатель манипуляции со стороны специалиста. Особенно, если в целом, какие-либо депрессивные состояния клиенту не свойственны. В таких ситуациях, консультант, вероятней всего, проигнорировал нечто действительно важное в словах клиента. Одновременно, осознанно или автоматически, стремился навязать свое видение происходящего. Если клиент пришёл к психологу не для того, чтобы воспринять его мировоззрение, а для того, чтобы решить свою жизненную задачу, вся проведённая работа при таких условиях теряет смысл. Отсюда, подавленность, разочарование и подобные отрицательные переживания.
Чрезмерно радужные ожидания и видение прекрасных перспектив также не самый лучший показатель. Это распространённый эффект прохождения тренингов. Состояние «полёта на крыльях» сменится подавленностью через день-два. Либо человек просто вернётся в привычную рутину. В сущности, это две стороны одной медали - «розовые иллюзии» и уныние. В обеих ситуациях игнорируется нечто действительно важное. Игнорируется реальность. Реальные проблемы. Подлинные таланты. Настоящие желания. И всё это подменяется суррогатом, иллюзией. Окрылённый человек, побывав на том или ином мероприятии, может испытывать иллюзию, что теперь исполнятся все его мечты, резко изменится жизнь и т. п. Но этого не происходит. Конструктивных шагов не намечено, либо они ведут явно не в ту сторону. Красивые иллюзии «отсутствия границ» сменятся мрачным умонастроением.
Различны и люди, и ситуации. Однозначные критерии успеха психологической работы обозначить довольно трудно. Хорошими знаками будут ясное видение и понимание проблемной ситуации, реалистичный позитивный настрой, спокойствие, уверенность. Задача решается полностью. Либо намечены конкретные шаги для ее решения. Клиент знает, что ему делать. Готов начать действовать прямо сейчас.
Комментарии (0)